Авторизация:
Логин:
Пароль:
  


АНОНС
ИТОГИ ТРЕТЬЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГОРНОПРОМЫШЛЕННОГО ФОРУМА
НП "Горнопромышленники России" подвело итоги Третьего Национального горнопромышленного форума, который состостоялся 8 ноября 2017 года в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты Российской...
ГДЕ ПРОИЗВОДСТВО, ТАМ И НАУКА
На Ставровском карьере по добыче щебня, расположенном в Калужской области, планируется организовать работу научно-исследовательских коллективов. Руководство карьера стремится предложить им...




ОБЗОР
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
Рассмотрены проблемы развития российских металлургических предприятий, а также состояние сталелитейной промышленности в мире. Отмечается, что в условиях рынка и жесткой конкуренции...
МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ К ПЕРЕХОДУ НА СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ
Показано состояние в мире с производством и потреблением сжиженного газа в настоящее время. Приведена динамика изменения производства его объемов за последние годы. Перечислены...

18.12.2017

 

ИТОГИ ТРЕТЬЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГОРНОПРОМЫШЛЕННОГО ФОРУМА


1. Участники форума привлекли внимание к проблемам минерально-сырьевого комплекса страны и решению задач, поставленных государством,
что подтверждается участием в форуме руководителей профильных федеральных министерств, представителей крупных компаний российского
минерально-сырьевого комплекса и горного бизнеса зарубежных стран.

В рамках Форума прошло обсуждение актуальных вопросов функционирования и развития минерально-сырьевого сектора экономики
России по темам:
«Повышение конкурентоспособности и перспективы развития минерально-сырьевого комплекса России»;
• «Четвертая технологическая революция: стратегии и перспективы промышленного партнерства в минерально-сырьевой сфере».

В адрес участников Форума поступили приветствия: от Председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации
В.И. Матвиенко и Заместителя председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина.

Форум открыли: Председатель Высшего горного совета Ю.К. Шафраник; Вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской
Федерации Д.Н. Курочкин; депутат Государственной Думы России, Почетный председатель Высшего горного совета С.М. Миронов.

С докладами по основным вопросам обсуждаемых тем выступили: В.А. Язев – президент НП «Горнопромышленники России»; Ю.Н. Малышев – директор государственного геологического музея им. В.И. Вернадского РАН, президент Академии горных наук, академик РАН; А.Б. Яновский – Заместитель министра энергетики Российской Федерации; С.Н. Дяченко – первый вице-президент – операционный директор ПАО «ГМК «Норильский никель»; П.Д. Луняшин – советник Председателя Союза старателей России; Л.В. Оганесян – вице-президент Российского геологического общества; В.Н. Захаров – директор Института проблем комплексного изучения недр РАН, член-корреспондент РАН; Н.Б. Рыспанов – президент ОЮЛ «Горнопромышленный союз Казахстана, президент Национальной академии горных наук Казахстана, почетный член Национальной академии наук Казахстана; С.В. Шатиров – Заместитель председателя Комитета Совета Федерации России по экономической политике; В.С. Осьмаков – Заместитель министра промышленности и торговли Российской Фкдерации; Н.Н. Мельников – научный руководитель Горного института Кольского научного центра РАН, академик РАН; В.Н. Пылаев – начальник отдела стратегического развития АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор»; Ю.А. Чертков – заместитель генерального директора АО «НПО «РИВС»; С.В. Корнилков – директор Института горного дела Уральского отделения РАН, Президент НП «Горнопромышленная Ассоциация Урала»; Р.В. Лабурцев – генеральный директор АО «ПромТяжМаш»; В.Н. Лыгач – генеральный директор Института комплексного использования минерального сырья и отходов при РАЕН (ИКИМСО); А.Ю. Никитин – генеральный директор АО «СОМЭКС».

2. Участниками Форума было отмечено, что минерально-сырьевой комплекс по-прежнему остается фундаментом российской экономики. Сегодня минерально-сырьевые ресурсы обеспечивают в стоимостном выражении более 80% экспорта. Рост объемов производства и экспорта предприятий горной промышленности фактически обеспечивает основную долю роста российской экономики.
За 2017 год значение горной промышленности для экономики страны и благосостояния населения возросло. Произошло это в первую очередь благодаря существенному росту цен на основные виды продукции: нефть, уголь, алюминий, медь, никель и другие минералы. Доходы от экспорта в значительной степени компенсировали негативное влияние рецессии российской экономики в 2014‒2016 гг.
Вместе с тем перспективы развития горнопромышленного комплекса в ближайшие годы вызывают глубокую озабоченность как с точки зрения ситуации на мировом рынке сырья, так и состояния внутреннего рынка и обеспечения наших предприятий необходимым оборудованием. Подавляющее большинство экспертов считают, что мировая экономика вступила в очередной длительный период относительно низких цен на сырьевые товары. По всем прогнозам, ожидать возвращения к прежним уровням цен на основные экспортные товары нереально, также невероятен и сколько-нибудь серьезный рост спроса, за исключением, может быть, меди и никеля в связи с ростом производства электромобилей.
Стагнация спроса автоматически влечет за собой дальнейшее обострение ценовой конкуренции. Внутренний спрос на практически всю номенклатуру российской продукции также сокращается. Из-за международных санкций серьезно затруднено обновление оборудования. По заключениям специалистов, по отдельным видам оборудования доля импорта доходит до 80‒100%. Особую тревогу вызывает обеспеченность российским оборудованием подземных горных работ и обогатительных фабрик.
За последние два года ухудшилась ситуация и на внутреннем рынке. С одной стороны, сократился спрос на минерально-сырьевые ресурсы, а с другой – продолжается рост тарифов на электроэнергию, газ, транспорт. В качестве самого актуального примера можно привести последние предложения Минэнерго России по изменению перекрестного субсидирования цен на электроэнергию, грозящие существенным ростом цен для промышленных предприятий.
Наиболее острыми проблемами в минерально-сырьевых отраслях являются:
• за прошедшие два года не произошло никаких позитивных изменений в системе налогообложения горнопромышленного комплекса. Она по-прежнему не способствует вложениям в геологоразведочные работы и воспроизводству минерально-сырьевой базы. Нет стимулов для роста малых и средних предприятий;
• размеры стартовых платежей для получения лицензий не соответствуют нынешнему уровню цен на нашу продукцию;
• своевременному перемещению отрасли на восток препятствует отсутствие инфраструктуры, строительство которой невозможно без помощи государства;
• для разработки малых месторождений необходимо возродить «правило двух ключей»;
• по-прежнему слишком высокой для развития отрасли является ставка кредитования. При такой ставке практически невозможен рост малых и средних предприятий, являющихся драйверами прогресса в отрасли;
• в последнее время участились жалобы предпринимателей на пристрастность судебной системы и недостаточную защищенность прав собственности.
В долгосрочных прогнозах доля горной промышленности в ВВП России останется значительной до 2030 г.
В настоящее время идет разработка Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2030 г. Успех её реализации может обеспечить только полный учет интересов отраслей горнопромышленного комплекса.
Особую важность для высокорисковых и капиталоемких минерально-сырьевых отраслей представляют такие факторы, как стабильное государственное регулирование, разумные условия кредитования и благоприятный инвестиционный климат ‒ прежде всего с точки зрения защиты прав собственности.
Собственные, внутренние инвестиции в горнорудную и нефтегазовую отрасли поддерживаются устойчивым притоком выручки от экспорта и внутреннего потребления минерально-сырьевых ресурсов. Это основной источник инвестиций в отрасль. Но структура инвестиций не позволяет за счет амортизационных отчислений «омолаживать» основные средства горнодобывающих предприятий. Большая доля ‒ в структуре у заемных средств, доступ к которым ухудшается. Износ основных фондов высокий – в среднем 60‒80 %. Тем не менее средний возраст машин и оборудования в секторе добычи полезных ископаемых с 2012 г. неуклонно снижается (с 8,3 лет в 2012 г. до 7,2 лет в 2016 г.). И предприятиям, и государству необходимо совершенствовать амортизационные механизмы, чтобы они работали на восстановление основных фондов.
Рост прямых внешних инвестиций в горнодобывающий и горно-обогатительный бизнес будет сдерживаться санкциями, угрозой новых санкций, ухудшением доступа к финансированию новых проектов, общей осторожностью инвесторов в связи с неясностью для них внешнеэкономической политики США, политическим кризисом в Европейском Союзе.
Многие эксперты оценивают, что для портфельных инвестиций в горнорудную промышленность из-за ситуации на мировых минерально-сырьевых рынках сегодня не самое лучшее время. Динамика курсов акций российских минерально-сырьевых компаний часто оказывается «в красной зоне».
Затраты на проведение геологоразведочных работ на углеводородное сырье снижаются с 2014 г., но остаются существенно выше затрат 2011 г. Государственное финансирование геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые также снижается. Низкий уровень выполнения показателей программы по локализации прогнозных ресурсов по цветным и редкоземельным металлам. Разведка не обеспечивает воспроизводство минерально-сырьевой базы по титану, железным рудам, цирконию, никелю, хрому.

3. Форум одобрил важные инициативы Некоммерческого партнерства «Горнопромышленники России», в числе которых:

3.1. Проведение совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в Москве в апреле 2018 г. международной выставки горной промышленности «ГОРПРОМЭКСПО-2018», посвящённой развитию отраслей минерального сырьевого комплекса и продвижению российских экспортеров на международные рынки.

3.2. Подготовка и проведение в 2019 г. совместно с Советом Федерации, Государственной Думой, Союзом маркшейдеров России юбилейных мероприятий, посвященных 300-летию российского горного законодательства.

3.3. Создание на базе Некоммерческого партнерства «Горнопромышленники России» экспертно-переговорной площадки для открытого обсуждения вопросов производства новых видов оборудования представителями горнодобывающих предприятий, машиностроительных предприятий и предприятий оборонно-промышленного комплекса.

3.4. Проведение на регулярной основе изучения планов и практики применения горнопромышленными предприятиями информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.

3.5. Создание постоянной рабочей группы по мониторингу реализации государственных стратегий, государственных программ, планов законопроектной деятельности федеральных и региональных органов государственной власти в области недропользования, подготовке от имени горнопромышленников отзывов и предложений по разрабатываемым, рассматриваемым и принятым федеральным законам, а также законам субъектов Российской Федерации.

3.6. Вхождение в состав Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Расширение сотрудничества с ТПП РФ путем участия в Совете по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, Совете по развитию информационных технологий и цифровой экономики и Комитете по промышленной безопасности.

3.7. Поддержка проектов дистанционного повышения квалификации горных инженеров, горных мастеров, других инженерно-технических работников горнодобывающих отраслей.

3.8. Укрепление связей и развитие партнерства с зарубежными профессиональными ассоциациями и союзами предприятий минерально-сырьевой сферы, в частности, с Горнопромышленным союзом Казахстана и Российско-Германским сырьевым форумом.

4. Форум поручает Некоммерческому партнерству «Горнопромышленники России» довести до уполномоченных федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией следующие рекомендации:

4.1. В области стратегического планирования:

4.1.1. Высшему горному совету и региональным подразделениям НП «Горнопромышленники России» организовать общественно-профессиональное обсуждение «Стратегии развития и минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года» (после опубликования) и подготовить предложения по ее реализации.

4.1.2. В целях обеспечения устойчивости и конкурентоспособности российского минерально-сырьевого комплекса разработать Стратегию развития горнодобывающей промышленности и необходимые программные документы стратегического планирования для ее реализации.

4.1.3. Разработать программу эффективного и безопасного использования техногенных объектов, содержащих полезные минеральные ресурсы. Для правового регулирования формирования и использования техногенных месторождений выполнить на системной основе разработку соответствующего законодательства, включая меры государственного стимулирования.

4.1.4. Несмотря на санкционные ограничения для международного сотрудничества продолжать деятельность по разведке и добыче стратегического минерального сырья на континентальном шельфе и в Международном районе морского дна с целью закрепления технологических и международно-правовых приоритетов. Обеспечить необходимую поддержку созданию отечественных многоцелевых технологий и уникального оборудования для глубоководной добычи полезных ископаемых.

4.1.5. В целях развития минерально-сырьевой базы страны и технологий добычи полезных ископаемых в прибрежной зоне считать целесообразным включение в стратегии и государственные программы:
• освоение перспективных месторождений, в том числе россыпей касситерита (акватория Чукотки), россыпных месторождений золота, оксидных железомарганцевых конкреций и кобальт-марганцевых корок;
• разработку стандартов изучения параметров оруднения (геометризации залежей, минерального и химического состава руд и околорудных измененных пород, требований к опробованию);
• разработку драг и специального оборудования для добычи золота в прибрежной зоне;
• практиковать длительное опробование типа временной эксплуатации для установления факта восстановления вместо повторного опробования.

4.1.6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать государственную программу диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса с выделением подпрограммы производства машин, оборудования, запасных частей и материалов для добычи и обогащения полезных ископаемых, в том числе: карьерных гидравлических экскаваторов и буровых станков наклонного направленного бурения.
В Программе предусмотреть механизмы государственной поддержки горного машиностроения на базе гражданских и оборонных машиностроительных предприятий, прямого финансирования научных исследований и проектно-конструкторских работ, льготного финансирования и кредитования пилотных проектов, льготного налогообложения, особенно при создании, производственных испытаниях и постановке на производство перспективных образцов новой горной техники.

4.1.7. Следуя курсу на импортозамещение продукции машиностроения, расширить номенклатуру продукцией для обеспечения добычи полезных ископаемых подземным способом и в карьерах. Заместить приобретение по импорту производством отечественных подъемных машин, проходческих комбайнов, механизированных проходческих щитов, самоходного бурового оборудования, оборудования для обезвоживания концентрата, сгустителей, высокочастотных грохотов, вертикальных мельниц, валковых дробилок, магнитных сепараторов, флотомашин, очистных комплексов, систем управления крепями и гидравликой.

4.1.8. В связи с быстро растущим объемом строительных и инфраструктурных работ по созданию минерально-сырьевой базы отдаленных районов и арктического региона осуществить комплекс мер государственной поддержки импортозамещения специального строительного оборудования.

4.1.9. В целях улучшения условий для добычи драгоценных камней и металлов из техногенных объектов (техногенных россыпей) выделение участков осуществлять на основании заявлений недропользователей специальными комиссиями Роснедр без проведения аукционов и конкурсов. Рассмотреть возможности добычи из техногенных россыпей без геологического изучения недр, упрощения процедуры продления лицензий на отработанные месторождения для освоения техногенных запасов, а также отмены государственной экспертизы техногенных запасов.

4.1.10. Разработать и ввести в действие порядок ликвидации (нейтрализации) накопленного экологического ущерба для угольных шахт и горнорудных предприятий, включающих регламент планомерного вывода из эксплуатации отработавших шахт и разрезов, порядок формирования и использования ликвидационных фондов, определения надзорных органов и создания (при необходимости) национальных операторов по проектированию и осуществлению экологического восстановления в горнодобывающих районах.

4.2. В области законодательства и технического регулирования:

4.2.1. Несмотря на активную законопроектную работу Правительства Российской Федерации в области регулирования недропользования и обеспечения безопасности горнопромышленной деятельности считать целесообразной разработку кодекса о недрах и недропользовании (Горного кодекса) для сбалансированного учета интересов государства, инвесторов и населения, а также для бережного, эффективного и безопасного использования природных ресурсов на основе инновационных решений на всех стадиях недропользования.

4.2.2. В целях улучшения инвестиционного климата для горнопромышленной деятельности устранить правовые коллизии и административные барьеры со стороны лесного, водного, земельного регулирования, сдерживающие реализацию и ухудшающие экономику горнопромышленных проектов.

4.2.3. В условиях ослабления притока инвестиций в сектор добычи и переработки полезных ископаемых не допускать увеличения налоговой нагрузки на горнодобывающие предприятия, пересмотра в сторону увеличения обязательных неналоговых платежей, введения мер, препятствующих обновлению основных фондов, техническому обеспечению промышленной и экологической безопасности.

4.2.4. Выразить озабоченность широкого круга недропользователей в отношении несовершенства действующей Методики расчета разового стартового (минимального) платежа за пользование недрами, прежде всего в отношении многокомпонентных руд. Данная методика, особенно в сложившихся экономических условиях, становится непреодолимым препятствием для реализации проектов по добыче полезных ископаемых. Необходимо усовершенствовать методику расчета стартового платежа на основе универсального подхода к определению стоимости запасов полезных ископаемых и попутных компонентов в соответствии с Налоговым кодексом и другими нормативными правовыми актами.

4.2.5. При утверждении перечня видов и категорий продукции машиностроения, в отношении которых предполагается уплата утилизационного сбора, не включать в него продукцию машиностроения, изготовленную в рамках импортозамещения или в соответствии с диверсификацией предприятий оборонно-промышленного комплекса для добычи, обогащения и переработки твердых полезных ископаемых.

4.2.6. Для предотвращения производства и использования в горной промышленности низкокачественных машин и оборудования, что приводит к экономическим потерям и ухудшению промышленной и экологической безопасности, на законодательном уровне закрепить приоритет «минимальной стоимости владения» перед «минимальной стоимостью» при осуществлении закупок товаров, работ и услуг.

4.2.7. Существенно расширить государственную поддержку работ по обновлению и разработке стандартов для горного оборудования, технологий и работ на основе унификации и гармонизации технического регулирования в рамках Евразийского экономического союза.

4.2.8. В целях повышения эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов, повышения трудовой занятости населения, а также снижения экологического давления горнодобывающих и горно-обогатительных производств на окружающую среду разработать и осуществить программу повсеместной переработки золошлаковых отходов угольных ТЭЦ.

4.2.9. Считать необходимым разработку и внесение в Федеральный закон «О недрах» раздела «О геологическом изучении», содержащего нормы регулирования данного вида недропользования, включая права и обязанности государства и недропользователя, создающие благоприятные условия для системного геологического изучения недр страны.

4.2.10. Внести изменения в Закон РФ «О недрах» (от 21.02.1992 г. № 2395) об одновременном предоставлении лицензии на пользование недрами с предоставлением земельного участка. Сократить объемы проектной работы и сроки рассмотрения проектов, обеспечить унификацию проектной документации, предусматривать в проектах вариативность, обусловленную изменением экономической ситуации и политикой недропользователя по управлению рисками.

4.2.11. Оформить горное законодательство как самостоятельную комплексную отрасль горного права, вернув его в номенклатуру специальностей научных работников ВАКа.

4.3. В области инновационного развития:

4.3.1. Оказывать всестороннее содействие внедрению результатов исследований, выполняемых на основании комплексных планов научных исследований Федерального агентства научных организаций, направленных на обеспечение безопасности горных работ и ускорение инновационного развития горной промышленности.

4.3.2. Расширять использование в горнодобывающей промышленности новейших материалов и сплавов (в том числе углеродных композитов, алюминиевых сплавов со скандием, броневых сталей и др.) для улучшения энерговесовых характеристик, надежности и долговечности деталей горного оборудования.

4.3.3. Создавать на современной информационно-технологической базе системы автоматизированного управления отдельными рабочими процессами с применением роботизированных буровых и погрузочно-доставочных машин и агрегатов, карьерных автосамосвалов и др.

4.3.4. Положительно отмечая включение объектов горнодобывающей отрасли в Перечень объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, считать целесообразным его дополнение позициями по энергоемким объектам и технологиям, используемым при подземной и карьерной добыче твердых полезных ископаемых, а также для обогащения добытой минерально-сырьевой продукции.

4.3.5. Разработать и реализовать комплекс мер по вовлечению в полную переработку золошлаковых отходов угледобычи и угольной энергетики, а также по стимулированию покупателей к приобретению строительных материалов и другой продукции, выработанной из техногенного сырья, в том числе из золошлаковых отходов. Стимулировать разработку и принятие необходимых программ развития, нормативных правовых актов и стандартов.

4.3.6. Усилить государственную поддержку исследований и промышленных инициатив, направленных на комплексную переработку техногенных месторождений, в целях улучшения экономики горнодобывающих предприятий, а также улучшения в районах интенсивной горнопромышленной деятельности качества окружающей среды и здоровья населения.

4.3.7. Минэнерго России с участием Минобрнауки России, ФАНО России создать организационную структуру реализации и разработать программу внедрения лучших отечественных и мировых практик в энергетику России, направленных на обеспечение безопасности ведения горных работ на угольных месторождениях, характеризующихся высоким уровнем метаноносности, и вовлечение метана угольных месторождений в промышленный оборот.

4.3.8. ФАНО России, Российской академии наук и Минобрнауки России совместно с Минприроды России, Минпромторгом России, Минэнерго России, Ростехнадзором, МЧС России обеспечить программное управление научными фундаментальными и прикладными научными исследованиями, направленными на внедрение в практику передовых безопасных методов ведения горных работ, посредством реализации межотраслевого Комплексного плана научных исследований «Безопасность горных работ».

4.3.9. Минприроды России, Роснедрам, Минпромторгу России, Минэнерго России, МЧС России, Ростехнадзору, совместно с Минобрнауки России, ФАНО России и Российской академией наук создать федеральный проектный центр обеспечения стратегического развития минерально-сырьевого комплекса России.

4.3.10. Минпромторгу России, Минэнерго России, МЧС России, Минприроды России совместно с Минэкономразвития России, Минобрнауки России, ФАНО России и Российской академии наук разработать механизм обязательного порядка осуществления финансирования научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ, проводимых российскими производителями товаров, работ и услуг в минерально-сырьевом секторе, в размере не менее одного процента от совокупного годового дохода недропользователя по итогам предыдущего года.

4.4. В области подготовки кадров:

4.4.1. Продолжить разработку профессиональных стандартов и приведение в соответствие с ними образовательных стандартов и образовательных программ профессионального обучения, оказывать поддержку формированию системы независимой оценки профессиональной квалификации и аттестации специалистов горнодобывающих отраслей.

4.4.2. Законодательно закрепить статус профессионального горного инженера, ввести реестр профессиональных горных инженеров, создать системы профессионально-государственной сертификации горных инженеров.

4.4.3. Содействовать внедрению на горнопромышленных предприятиях риск-ориентированного подхода для предотвращения аварий и обеспечения промышленной безопасности; разработке соответствующих методик, обучению руководителей и специалистов горнопромышленных предприятий стандартам и технологиям управления рисками, осуществлению контроля и надзора на основе риск-ориентированного подхода.



Карта сайта